Внеклассная работа

Конкурс-турнир маленьких почемучек

Оборудование: На сцене установлены 2 стола для команд соперников, столик для ведущей, на котором разложены карточки с вопросами, реквизит для музыкальных пауз.
Звучит песня «Чему учат в школе».
Ведущая. Добрый день, дорогие участники игры. Сегодня мы проводим конкурс. Представляю вам команды участников: «Почемучки» и команда «Угадайки»
Каждая команда проводит презентацию-приветствие.
Ведущая. Оценивать наших участников будут члены жюри (представляет их).
Итак, пришло время начать нашу игру. Пожелаем всем удачи. Зрители, ваши аплодисменты будут лучшей поддержкой для участников.
1 ТУР — ЛИТЕРАТУРНЫЙ КОНКУРС
Ведущая по очереди задает командам вопрос. За каждый правильный ответ жюри начисляет 1 очко.
1 задание.
Какой герой А. Толстого продал азбуку и купил билет в кукольный театр? (Буратино)
В кого превращались 11 братьев-принцев из сказки Г. Х. Андерсена? (В лебедей)
Какой герой Р. Киплинга вырос в стае волков? (Маугли )
В кого превратился гадкий утенок из сказки Г.- Х. Андерсена? (В лебедя)
2 задание. Доскажи словечко — назови самых известных литературных героев.
Вопросы для 1-й команды.
Баба- ... (Яга).
Муха- ... (Цокотуха).
Черепаха ... (Тортилла).
Пчела ... (Мая).
Сова ... (Бумба).
Братец ... (Кролик).
Сивка- ... (Бурка).

Вопросы для 2-й команды
Курочка- ... (Ряба).
Крокодил ... (Гена).
Домовенок ... (Кузя).
Почтальон ... (Печкин).
Красная ... (Шапочка).
Кощей ... (Бессмертный).
Старик ... (Хоттабыч).
3 задание. Найди рифму и назови произведение и автора.
Вместо шапки на ходу он надел ... (сковороду). (С. Я. Маршак. «Человек рассеянный».)

И пришел к Айболиту барбос:
«Меня курица клюнула ... (в нос.) (К. И. Чуковский. «Айболит».)

Вот мудрец перед Дадоном
Встал и вынул из мешка
Золотого ... (петушка).
(А. С. Пушкин. «Сказка о золотом петушке».)

У тебя на шее вакса,
У тебя под носом ... (клякса).
(К. И. Чуковский. «Мойдодыр».)

Пошла муха на базар
И купила ... (самовар).
(К. И. Чуковский. «Муха-Цокотуха».)

Кот кататься не привык,
Опрокинул ... (грузовик). (А. Барто)
II ТУР — ЛОГИЧЕСКИЙ КОНКУРС
Растает ли снежная баба, если на нее надеть шубу? (Нет)
Перед каким человеком всегда снимают головной убор? (Перед парикмахером.) Какой город самый сердитый? (Г. Грозный)
Как называется ребенок курицы? (Цыпленок)
Каким образом можно пронести воду в решете? (Заморозить)
Дом для денег? (Кошелек)
От чего утки плавают? (От берега)
По чему летают самолеты? (По небу)
МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА «УГАДАЙ МЕЛОДИЮ»
В конкурсе принимают участие болельщики. Ведущая предлагает угадать по вступлению известные детские песни. Очко получает та команда, чьи болельщики угадают больше мелодий. Для конкурса можно воспользоваться караоке или записать выступления на диск или кассету с небольшими паузами.
III ТУР — МАТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНКУРС
У бабушки жил внук Федор, пес Шарик, кот Васька. Сколько внуков у бабушки? (Один)
На березе 8 веток, на каждой ветке по 5 сучков. На каждом сучке по 2 яблока. Сколько всего яблок? (Ни одного — на березе яблоки не растут.)
Катится по столу колесо — разноцветное оно. Один угол у него красный, другой зелёный, а третий — синий. Какого цвета будет следующий угол, когда оно докатится до края стола? (Никакой. У колеса нет углов.)
Что случится с вороной через 3 года? (Ей пойдет четвертый год.)
Если съесть 1 сливу, что останется? (Косточка)
Много — люди, а один? (Человек)
МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА «МУЗЫКАЛЬНЫЕ СТУЛЬЧИКИ»
В конкурсе участвуют по 4 человека от каждой команды. Под музыку игроки идут вокруг стульев (количество стульев на 1 меньше количества участников). Как только музыка заканчивается, каждый участник садится на стульчик, около которого оказался. Выходит тот участник, кому не хватило места.
 IV ТУР — КОНКУРС ПО ПРИРОДОВЕДЕНИЮ
В конкурсе участвуют капитаны команд. Ведущая задает им вопросы. Задача капитана — дать правильный ответ быстрее своего соперника. За каждый правильный ответ начисляется 1 очко.
Южное дерево? (Пальма)
Мелкая зимующая птица? (Воробей)
Птичий дом? (Гнездо)
Нос птицы? (Клюв)
Переход через реку? (Мост)
Насекомое, дающее мед? (Пчела)
Место, где растут овощи? (Огород)
Дом для лошади? (Конюшня)
Сильный ветер со снегом? (Метель)
Ядовитые грибы? (Поганки)
Из чего делают подсолнечное масло? (Из семечек подсолнуха.)
Сухая трава? (Сено)
Что остается после сгорания дров? (Уголь)
Дом для машины? (Гараж)
Человек, который живет рядом? (Сосед)
Подземная железная дорога? (Метро)
Как зовут внучку Деда Мороза? (Снегурочка )
Как иначе называют Деда Мороза? (Сайта Клаус)
Орган зрения? (Глаза)
Они прячутся под ногтями. (Микробы)
Самый маленький палец? (Мизинец)
Домашний Дед Мороз? (Холодильник)
V ТУР — КОНКУРС «ПОЙМИ МЕНЯ»
Каждая команда получает карточку со словом, например: «школа» и «книга». Капитан 1-й команды называет представителю 2-й команды свое слово. Игрок 2-й команды должен без слов, с помощью пантомимы, жестов, движений, объяснить своей команде, какое слово было загадано. На это дается 3 попытки. Затем команды меняются местами.
МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА «РАЗ — СЛОВЕЧКО, ДВА — СЛОВЕЧКО»
Ведущий по очереди называет командам первое слово из песни, например» «Буквы». Команды должны назвать песню и спеть один куплет. Правильный ответ — «Чему учат в школе». (Буквы разные писать...).
Вместе… (Вместе весело шагать…)
В лесу… ( В лесу родилась ёлочка…)
Радуются…( мамы, дети и отцы…)
Ведущая.
Наша игра пришла к финалу.
Мы потрудились все на славу.
Пора итоги подводить,
Не грех команды наградить!
Проводится награждение команд.





Дзелавая гульня. Тэма:« Сямейны бюджэт
Мэта: пазнаёміць навучэнцаў з эканамічным жыццём сям'і, правіламі вядзення хатняй гаспадаркі, сямейным бюджэтам, рацыянальным расходаваннем сродкаў, навучыць ажыццяўляць нескладаныя эканамічныя разлікі. выхоўваць арганізаванасць, беражлівасць, пачуццё ўзаемаразумення, ўзаемапавагі ў сям'і.
Ход урока
Бюджэт - гэта сукупнасць усіх даходаў і расходаў за пэўны перыяд часу (месяц ці год),
Першапачаткова пад словам «эканоміка» разумелася мастацтва вядзення хатняй гаспадаркі. Сучаснае жыццё патрабуе ад чалавека прадпрымальнасці. Прадпрымальны чалавек павінен жыць па эканамічных законах, гэта значыць: неабходна штодня кантраляваць расходы і знаходзіць хай маленькія, але рэзервы для эканоміі, неабходна ўмець складаць даходную і расходную частку сямейнага бюджэту. Для гэтага трэба запоўніць табліцу сямейнага статусу і меркаванага сямейнага бюджэту, табліцу даходаў і выдаткаў, затым вырабіць падлік розніцы велічыні выдаткаў і даходаў і зрабіць выснову, г.зн. правільна скласці, збалансаваць сямейны бюджэт. У табліцы «Склад сям'і» паказваецца сямейны статус, меркаваны памер зарплаты, стыпендыі, пенсіі членаў сям'і і падлічваецца агульны даход сям'і, сямейны бюджэт. Сямейны бюджэт гэта магчымыя вылічэння чаканых даходаў і расходаў на пэўны тэрмін. Кантрольныя пытанні: Што можа служыць крыніцай даходу бюджэту сям'і? Якімі рэсурсамі распалагае  сям'я?  Для чаго кожнай сям'і неабходна планаваць сямейны бюджэт? . Ці можа школьнік ўдзельнічаць у павелічэнні даходнай часткі сямейнага бюджэту? У чым заключаецца яго роля?  Якія віды расходаў неабходна ўлічваць у першую чаргу пры складанні бюджэту? Ці заўсёды затраты на харчаванне абгрунтаваныя? Ад чаго, у першую чаргу, павінны залежаць расходы на харчаванне членаў сям'і? Чаму на непрадбачаныя расходы ў бюджэце сям'і неабходна выдзяляць грашовыя сродкі? Хто можа ажыццяўляць планаванне, ўлік, арганізацыю і кантроль за расходаваннем грашовых сродкаў сям'і? Як падлічыць чысты прыбытак? Як вызначыць суму грошай на пазапланавую куплю? Якія бухгалтарскія кнігі сям'і вы ведаеце? Што трэба адлюстраваць у гаспадарчай кнізе? За кошт чаго можна эканоміць сродкі? Якія асноўныя правілы куплі тавараў вы можаце пералічыць? У якім выпадку пакупнік не можа вярнуць няякасны тавар? . Чаму пры набыцці тавараў і паслуг, у першую чаргу, неабходна азнаёміцца ​​з інструкцыяй?
Расходы: Фінансавыя плацяжы: па страхаванні падаткі, пагашэнне даўгоў, Абавязковыя выдаткі: кварплата транспарт дзіцячы сад, школа харчаванне па-за домам кішэнныя расходы хатняе харчаванне бытавыя паслугі культурна-масавыя мерапрыемствы  аддадзена у доўг: прадметы побыту адзенне, абутак, рамонт жылля,  адпачынак  
Даходы - гэта грошы ці матэрыяльныя каштоўнасці, якія атрымліваюць ад прадпрыемства, або якога-небудзь віду дзейнасці. 
Грашовыя даходы складаюцца з:
1) зарплаты разам з рознымі налічэннямі і даплатамі;
2) пенсій, дапамог, стыпендый і іншых сацыяльных і страхавых выплат;
3) даходаў ад прадпрымальнiцкай дзейнасцi;
4) даходаў ад аперацый з асабістай маёмасцю і грашовымі накапленнямі. Заработная плата складае ў сярэднім палову ад усіх грашовых прыбыткаў сям'і.
Натуральныя даходы складаюцца ў асноўным з матэрыяльных дабротаў, якія атрымліваюцца на прысядзібным участку (гародніна, садавіна, мяса, яйкі, мёд і т. П.), Падарункаў, выйгрышаў, прадуктовага забеспячэння i інш.
Льготы атрымліваюць некаторыя катэгорыі насельніцтва, пэўныя дзяржаўнымі органамі. Напрыклад, ільготныя праязныя квіткі для студэнтаў і навучэнцаў, льготы па аплаце камунальных паслуг, пры куплі лекаў, ільготныя пуцёўкі ў санаторыі, дамы адпачынку, лагера адпачынку для моладзі і т. П.
У выніку Даходы ператвараюцца ў Расходы.
Расходы- гэта, спажыванне чаго-небудзь для пэўных мэтаў.
Усе расходы сям'і можна падзяліць на абавязковыя і адвольныя.
Абавязковыя  расходы - гэта расходы  на харчаванне, квартплату і камунальныя паслугі, адзенне, транспарт; неабходны мінімум, які траціцца рэгулярна кожны месяц.
Адвольныя расходы  нерэгулярныя і трацяцца па неабходнасці, напрыклад купля буйной бытавой тэхнікі.

Работа ў групах па складанні сямейнага бюджэта.



Тэма: Пазнавальная гульня “ Прырода і мы”.
Мэта : пашырыць кругагляд вучняў па тэме;
Развіваць навыкі калектыўнага ўзаемадзеяння; творчыя  здольнасці;
Выхоўваць любоў і беражлівыя адносіны да прыроды.
Ход урока.
Вядучы: Дарагія рабяты! Дапамажыце мне, адгадаць лясныя таямніцы.
- Увесну весяліць, летам халадзіць, восенню сілкуе, зімой сагравае. (Лес)
- Якое дрэва называюць музычным? З яго робяць піяніна, гітары і іншыя музычныя інструменты? (Елка)
- Якія дровы даюць больш за ўсё цяпла? (Дубовы і бярозавыя)
- З якога дрэва робяць запалкі? (З асіны)
- Якое дрэва, як і бяроза, дае салодкі сок? (Клён)
- Чаму заяц зімой грызе асіну, хоць яна горкая? (У асінавай кары 10% тлушчу)
1-ы конкурс. Віктарына «Лясныя загадкі».
1. Як называюцца жывёлы, цела якіх пакрыта пер'ем? (Птушкі).
2. Як называюцца жывёлы, цела якіх пакрыта лускай? (Рыбы).
3. Як называюцца жывёлы, цела якіх пакрыта поўсцю? (Звяры).
4. Птушаняты, якой птушкі не ведаюць сваю маці? (Зязюлі).
5. Хто падарожнічае па паветры на нітцы? (Павук).
6. У каго на сучцку камора? (Увавёркі).
7. Якая нітку ў прыродзе самая тонкая? (Павуцінне).
8. Якую птушку называюць «белабока»? (Сарока).
2-ы конкурс. Гульня «Чацвёрты лішні».
Хто лішні. Растлумач - ЧАМУ?
1 каманда
1. Клён, рабіна, елка, цюльпан.
2. Бяроза, дуб, шыпоўнік, таполя.
3. Яблыня, парэчка, маліна, рабіна.
4. Асіна, ліпа, дуб, елка.
2 каманда
5. Сосна, таполя, рабіна, вярба.
6. Ліпа, асіна, клён, яблыня.
7. Груша, сліва, таполя, вішня.
8. Клубніцы, ружа, ландыш, фіялка.
3-ці конкурс. Гульня «Збяры шышкі».
(На падлозе раскіданыя шышкі. Выходзяць па аднаму члену ад каманды).
- Хто больш збярэ шышак. (Паўтарыць НЕКАЛЬКІ разоў).
4-ы конкурс. «Збяры слова».
У словах пераблытаны літары, памяняй іх месцамі, каб атрымаліся словы.
5 -й конкурс. «Збяры прыказку».
Удзельнікі каманд атрымліваюць канверцікі з разрэзанай на словы тэксту прыказкі. Па сігналу вядучага яны павінны адкрыць канверт і склеіць прыказку. Быў бы лес, салаўі прыляцяць.
Загадкі “ Дрэвы”
6-ы конкурс. «Пацешныя звяры».
Калі паназіраць за жывёламі, то можна ўбачыць шмат цікавага і пацешнага. А зараз я прапаную каманды адлюстраваць звера так, каб усе здагадаліся - ХТО ГЭТА?
1. Жораў і чапля. 2. Леў і сабачка.3. Варона і ліса.4. Тры мядзведзі.
7-ы конкурс. «Збярыце смецце»
Па два ўдзельнікі ад кожнай каманды.
8-ы конкурс. «Лясныя правілы»
Вы павінны хорам адказваць «так» і пляскаць у далоні.
Калі ў лес прыйшоў шпацыраваць,
Свежае паветра дыхаць,
Бегай, скачы і гуляй.
Толькі чур не забывай,
Што ў лесе нельга шумець,(так)
Нават вельмі гучна спяваць!(так)
Спалохаюцца звяркі,
уцякуць з ляску.(так)
Галінкі дуба не ламі, (так)
Ты часцей ўспамінай:
Смецце з траўкі прыбірай! (так)
кветкі не трэба рваць! (так)
З рагаткі не страляць, (так)
Ты прыйшоў не забіваць!
Матылі няхай лятаюць,
Ну каму яны мяшаюць?
Тут не трэба іх лавіць, (так)
Топаць, пляскаць, палкай біць. (так)
Ты ў лесе ўсяго толькі госць.
Тут гаспадар - дуб і лось.
Іх супакой пашкадую,
Бо яны нам не ворагі. (так)
2. Беражыце зямлю. беражыце
Жаваранка ў небе блакітным,
Матылька на лісце званочка,
На сцяжынках сонечныя блікі.
Ястраба,які лунае над полем,
Ясны месяц над рачным спакоем,
Ластаўку,якая мільгае ў жыце.
Беражыце Зямлю! Беражыце!
Конкурс загадак “ У мядзведзя ў бары грыбы ягады бяры”…
( Загадкі пра грыбы, ягады, расліны і жывёлы).

Падвядзенне вынікаў гульні.

Тэма : Практычны занятак “ Доктар Вада”

Мэта : - фарміраваць у дзяцей паняцце аб вадзе як сродку жыцця і здароўя, як сродку закальвання арганізма і асабістай гігіены;
-         Вучыць дзяцей павільна мыцца,
-         Развіваць у іх жаданне весці здаровы лад жыцця.
Ход урока.
1.     Уступная гутарка.
Сёння мы адправімся ў краіну Здаравячкоў.
-         А якія дактары нам дапамогуць трапіць у краіну Здаравячкоў?
-         Сёння мы бліжэй пазнаёмімся з доктарам Вада.
-         Для чаго чалавеку патрэбна вада?
-         А для чаго вада патрэбная жывёлам?
А зараз я вам прапаную намаляваць малюнкі аб карысці вады. Потым мы з іх дапамогай згатуем калектыўныя плакаты на тэму “ Вада патрэбна …”, “ Вада для закальвання …”, “ Вада лечыць…”
-Давайце ўспомнім казку “ Мойдодыр”. ( Зачытванне ўрыўка)
- Для чаго жывёлы купацца і чысцяць сва цела?Як ыеца кошка?
А як клапоцяцца пра чысціню іншыя жывёлы? ( Слон з дапамогай хобата аблівае сябе вадой, малпы чысцяць адзін аднаго, бурыя мядзведзі купаюць сваіх медзведзянят)
-         А для чаго мыецца чалавек?
-         Чаму дрэнна быць брудным? ( ніхто не захоча сябраваць з гразнуляй)
-         Калі брудныя вушы, то чалавек дрэнна чуе.
-         Калі брудная скура, то яна не дыхае.
-         Брудныя рукі – з’яўляюцца глісты.
-         А як вы клапоціцеся аб чысціні свайго цела?
2.     Абмеркаванне парад доктара Вада.
-         Раз на тыдзень мый усё цела.
-         Раніцай, пасля сну, мый рукі, твар, шыю, вушы.
-         Кожны дзень перад сном мый ногі.
-         Абавязкова мый рукі пасля прыбіраннякватэры, наведвання туалета, гульняў, прагулкі, гульняў з жывёламі, работы на агародзе, паездкі ў транспарце.
3.     Аздараўленчая хвілінка для душы.
Давайце павітаем дактароў прыроды, якія даюць нам здароўе. Апусціце рукі далонямі гарызантальна да падлогі, вымавіце ўголас : “ Я вітаю цябе, Зямля!” Выцягніце рукі ўперад і скажыце “ Я вітаю цябе, Вада!” Сагніце рукі ў локцях і  накіруйце іх да неба “ Я вітаю цябе, Паветра!” Падніміце рукі ўверх далонямі ўперад “ Я вітаю цябе, Сонца”!
4.     Казка аб мікробах.
Жылі – былі мікробы – разносчыкі хваробы. Больш за ўсё на свеце яны любілі бруд. Чым больш было бруду, тым лепш ім жылося. Вось на стале нехта пакінуў нямытыя талеркі, кусочкі хлеба, рэшткі ежы. Тут як тут прыляцела муха. На яе лапках соткі мікробаў, асабліва калі яна вярнулася з памойкі. Муха паляцела, а мікробы засталіся на стале – на талерцы, на лыжках, на хлебе і думаюць : “ Як добра, што на свеце ёсць гразнулі і мухі”. І стала мікробам  у жыцці раздолле. І на рукі чалавеку можна трапіць, і ў рот. А там ужо і да хваробы рукой падаць!
-         Падумайце, што ў гэтай казцы праўда, а што выдумка?
-         Што дапамагае нам перамагчы мікробы?
-         Што неабходна для таго, каб добра вымыць рукі ?( Мыла, вада і чысты ручнік)
5.     Практычны занятак.
-         Як трэба правільна мыць рукі?
-         Выконвай пры мыцці наступныя правілы:
-         Моцна намачы рукі.
-         Карыстайся мылам.
-         Намыльвай рукі з абодвух бакоў.
-         Намыльвай рукі паміж пальцаў.
-         Паласкай рукі чыстай вадой.
-         Выцірай рукі чыстым ручніком.
( Дзеці дэманструюць усе стадыі мыцця і выцірання рук) Завучваюць словы: От простой воды  и мыла
             У микробов тают силы.
6.     Падвядзенне вынікаў.
Ёсць на свеце такія дзеці, якія робяць усё наадварот. Калі ім гавораць “ Памыйся! “ – яны не мыюцца. Калі ім гавораць « Не лезь на дрэва!»  - яны лезуць. Для такіх дзяцей  напісаны верш “ Вредные советы”
 Никогда не мойте руки, шею, уши и лицо.
Это глупое занятье не приводит ни к чему.
Вновь испачкаются руки, шея и лицо,
так зачем же тратить силы, время попусту терять?
Стричься тоже бесполезно, никакого смысла нет.
К старости сама собою облысеет голова.
-         Калі намаляваць партрэт героя, які выканаў гэтыя шкодныя парады, то атрымаецца прыгожы чалавек.
-         Якія правілы неабходна выконваць, каб не быць падобным дна гэтага чалавека?



Конкурс «Великая Победа!»

Цель: Развитие интереса к событиям Великой Отечественной войны.
Задачи:
1.Повторить, закрепить и расширить знания детей о Великой Отечественной войне.
2.Способствовать формированию позиции, что «никто не забыт и ничто не забыто».
3.Развивать умение работать в группе, слушать и вступать в диалог
Ход мероприятия
1.Актуализация знаний
- Сегодня, ребята, мы собрались для проведения конкурса о войне
 Поочередно задаются вопросы.
- Как называется война, победу в которой наш народ отмечает ежегодно 9 мая? (Великая Отечественная война)
- Назовите дату начала Великой Отечественной войны (22 июня 1941 года)
- Кто напал на нашу Родину? (Фашистская Германия)
- Какое название было в те далёкие годы у нашей страны? (Союз Советских Социалистических Республик, сокращенно СССР)
- Сколько дней и ночей продолжалась война с немцами? (1418 дней и ночей)
- Назовите цвета Георгиевской ленточки, что они обозначают? (Черный – дым, оранжевый – пламя. Это знак личной доблести солдата на поле боя)(Слайд 2)

б) Ордена и медали (Дать названия орденов и медалей и добавить названия известных детям наград Великой Отечественной войны.
Орден Славы, орден Отечественной войны, орден Красной Звезды, орден Победы, медаль «За отвагу». ( сл. 3)
-Чем отличается орден от медали? (Орден - более высокая награда. Медаль вручают за особые заслуги в определенной области деятельности; орденом награждают за исключительные заслуги и достижения. Медаль, обычно, имеет круглую форму с надписями с обеих сторон. орден Победы, и может иметь несколько степеней, например, орден Отечественной войны первой и второй степени)
-Дети, вы знаете, что есть медаль, которая выглядит так, как называется? Это «Золотая Звезда» для героев Советского Союза.
-Кому присваивалось в годы войны звание героя Советского Союза? ( Герой Советского Союза - высшая степень отличия. Этого звания удостаивали за совершение подвига или выдающиеся заслуги во время войны)
-Как чтит наша страна защитников, спасших Отечество от лютого врага? (В каждом населенном пункте есть памятники и обелиски павшим за свободу солдатам. Имена героев высечены на почетных плитах мемориалов, их именами названы улицы.
Звание героя получают не только солдаты, а и города. Следующий конкурс посвящается городам-героям.
г) Города-герои (Слайд 4)  города-герои. Баллы присуждаются по количеству правильно отмеченных городов)
Ленинград (ныне Санкт-Петербург), Сталинград (ныне Волгоград), , МурманскСмоленскТулаМоскваОдессаСевастопольНовороссийск, , ,Керчь, МинскБрестская крепость, , Киев.
-За что этим городам присвоено звание город-герой? (Город-герой - это высшая степень отличия, которой удостоены двенадцать городов Советского Союза, прославившихся своей героической обороной во время Великой Отечественной войны 1941—1945 годов. Брестской крепости присвоено звание крепости-героя.)


- Какие качества проявили жители, защищавшие родные города? (Отвагу, мужество, стойкость, храбрость, преданность и любовь к своей стране)
5.Рефлексия
-Что нового вы узнали о Великой Отечественной войне?
-О чем можете рассказать своим друзьям?
-Как называют людей, прошедших войну и доживших до наших дней? (Ветераны Великой Отечественной войны)
-Что мы должны сделать, если 9 мая встретим ветерана? (Поздравить с праздником, вручить цветы, сказать слова благодарности)
6.Итоги. Дети исполняют песню «День Победы»



Турнир для любознательных « Что? Где? Когда?»
Вступительное слово ведущего.
Ознакомление с правилами игры.
Это задание вам прислал заяц из мультфильма «НУ, ПОГОДИ!
В каком государстве жили герои многих русских народных сказок? (В тридевятом царстве, в тридесятом государстве)
Каково настоящее имя Царевны- лягушки? (Василиса Премудрая)
Назовите грозное оружие Соловья Разбойника. (Свист)
Назовите сказочный персонаж, который вылез вон из кожи?
(Царевна-лягушка)
Какой сказочный головной убор нельзя нарисовать? (Шапку-невидимку)
Как звать шарманщика, смастерившего Буратино? ( Папа Карло)
Как звали хозяина Кота в сапогах? (Маркиз Карабас)
Кому Винни Пух подарил на день рождения пустой горшок? (Ослику Иа)
Кем приходилась Золушке добрая волшебница? (Крёстной)
Какие сказочные герои прожили «30 лет и 3 года»? (старик со старухой)
Как звали корову кота Матроскина? (Мурка)
Как звали сестру доктора Айболита? (Варвара)
Следующее задание от Крошки Енота.
Он просит вас подобрать слова-антонимы (слова противоположные по смыслу) и провести стрелки от красных слов к синим.
Зажигать гасить
Короткий большой
Маленький вверх
Сладкий съехал
Горячий длинный
Тихий грустный
Встречать провожать
Въехать горький
Вниз холодный
Весёлый шумный
Это задание вам прислали из деревни Простоквашино. Герои этого мультфильма открыли «Бюро находок» и просят вас угадать, кому принадлежали найденные ими вещи.
Мочалка, мыло, зубная щётка – Мойдодыр.
Зеркальце – Сказка о мёртвой царевне и семи богатырей.
Стрела- Иван Царевич
Самовар-Муха Цокотуха
Орех- Золушка
Зонтик –Оле Лукойе
Градусник – Доктор Айболит
Сетка – Старик
Топор – Солдат и вредная старуха
Пирожки – Маша и медведь, Красная Шапочка.
Смешарики прислали вам блиц-вопросы. В этом конкурсе каждый проявит свои знания русского языка.
Блиц-вопросы 
1 игрок:
- Сколько звуков обозначают гласные Е Ё Ю Я после согласных? ( 1 звук).
- Что такое окончание? (изменяемая часть слова)
- Ь пишется в конце слова после шипящих у существительных мужского или женского рода? (жен.)
2 игрок:
- Как перенести слово с двойными согласными? (одна буква остаётся на строке, другая переносится).
- Что такое суффикс? (изменяемая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов).
- Как отличить приставку от предлога? (между предлогом и словом можно вставить другое слово или задать вопрос).
3 игрок:
- Назовите падежи ( именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный).
- На какой вопрос отвечают прилагательные женского рода и какое у них окончание? (какая? -ая,- яя).
- К какой части речи относятся слова: быстро, громко, далеко…. (наречие).
Блиц-вопросы 
1 игрок:
- Какой род имеют имена существительные? (женский, мужской, средний).
Приведите примеры.
- Часть речи, обозначающая признак предмета. (прилаг.).
- Для чего служат предлоги? (для связи слов в предложении).
2 игрок:
- Назовите гласные, которые придают мягкость согласным. (е,ё,ю,я,и).
- Сколько в русском языке гласных букв? (10). А звуков(5).
- Чем обозначаются звуки на письме? (буквами).
3 игрок:
- Сказуемое нужно подчёркивать одной чертой? (двумя).
- Какая часть речи не является членом предложения?
- На какой вопрос отвечают прилагательные среднего рода? (какое?).
Блиц-вопросы 
1 игрок:
-Как пишутся сочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ?
- Как называется предложение, которое произносится с чувством. (восклицательное).
- На какие вопросы отвечает глагол? (что делать?)
2 игрок:
-Как называется предложение, в котором о чём – либо спрашивается? (вопросительное).
- Назови звонкие согласные, которые образуют пары с глухими. ( б, в, г,д, ж, з).
- На какие вопросы отвечают прилагательные? (какая, какой, какое).
3 игрок:
- Назови глухие согласные, которые образуют пары со звонкими согласными. (п,ф,к,т,ш,с).
- Как называется предложение, в конце которого ставится точка? (повествовательное).
- Назови главные члены предложения. (подлежащее, сказуемое). А остальные как называются? (второстепенными).
7. (слайд –крутите волчок).
Чебурашка прислал вам устойчивые выражения или фразеологизмы и просит вас объяснить их значение, заменить другими словами.
*прикусить язык
*как снег на голову
* мозолить глаза
*в руки взять
*ворон считать
*воды в рот набрать
*держать язык за зубами
*зарубить на носу
*бить баклуши
*встать на ноги
*тянуть за язык
*пускать пыль в глаза
8. (слайд –крутите волчок).
И, как в телевизионной игре «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?», для вас чёрный ящик.
В ПРЕДМЕТЕ, КОТОРЫЙ НАХОДИТСЯ
В ЧЁРНОМ ЯЩИКЕ , ПОМЕСТИЛИСЬ ТАКИЕ СЛОВА:
ОКЛАД, ОДА, ШКОЛА, ЛОДКА, ШОК, КОЛОДА, КОЛ.
ЧТО ЖЕ НАХОДИТСЯ В ЧЁРНОМ ЯЩИКЕ? (ШОКОЛАДКА).
3 часть.
Вот и закончилась наша игра. Все игроки были активными. Но, опять же, как в телевизионной игре «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?», нам нужно выбрать ЛУЧШЕГО ИГРОКА. Каким образом?
Выбор лучшего игрока.



Турнир сообразительных « По страницам сказок»

Викторина «Сколько?»
1. Сколько сказочных героев тянуло репку?
 2. Сколько месяцев сидело у новогоднего костра?
 3. Сколько животных шло в Бремен, чтобы стать музыкантами?
 4. Сколько глаз у Бастинды?
5. Сколько козлят похитил волк?
 6. Сколько лет было дяде Федору, когда он научился читать?
7. Сколько раз обращался старик с просьбами к золотой рыбке?
8. Сколько золотых монет Карабас Барабас дал Буратино?
9. Сколько героев предлагали Дюймовочке выйти замуж?
 10. Сколько мартышек составляют длину удава?
 11. Сколько лет спала спящая красавица?
 12. Сколько лет крокодилу Гене?
Ответы:
1. Шесть.
 2. Двенадцать.
 3. Четверо.
 4. Один.
 5. Шесть.
6. Четыре.
 7. Пять.
8. Пять.
 9. Четверо.
 10. Пять.
11. Сто.

12. Пятьдесят.






Экологический турнир

Приветствие ( Слайд 1)
На шаре нашем на земном,
Где родились мы и живём,
Где в травах летняя роса,
И голубые небеса, 
Где море, горы, степи, лес,
Полно таинственных чудес.
Не разрушайте это мир
Девчонки и мальчишки, 
Иначе эти чудеса 
Останутся лишь в книжках.
Широки просторы Родины любимой,
Дорог каждый кустик, мотылек.
Сохраним, мы, красоту природы,
Пусть журчит, искрится,
Чистый родничок!
Много леса – не губи,
Мало леса – береги,
Нет леса – посади.
Лес сажаем и растим
Его мы защитим,
Никому в обиду не дадим.
Ведущий: Сегодня мы с вами проведём «Экологический турнир». Нам предстоит выяснить, насколько хорошо вы знаете родную природу. Она, как никогда, сегодня нуждается в защите, заботе, любви. В игре победит тот, кто хорошо знает жизнь зверей, растения, птиц, насекомых, умеет правильно вести себя в природе, готов её оберегать. А задания для вас подготовил ЛЕСОВИЧОК.
 Представление команд «Капелька» и «Солнышко» сначала давайте познакомимся с нашими командами игроков.
Жюри. ( Представление жюри)
1конкурс « Разминка». Блиц-опрос. Отвечаем только «да или нет». Вопросы для 1 команды: 
-Спит ли  ёж зимой? (да)
-Белка  зимой становится рыжей? (нет)
-Лось теряет рога каждую зиму? ( да)
- Ястреб хищная птица? (да)
-Кукушка хорошая мама? ( нет)
- Карп живет в море? ( нет)
-Колибри – это самая маленькая птица? ( да)
- Страус самая большая птица на земле? ( да)
-Ёж ест грибы? ( нет)
Вопросы для 2 команды: 
- Камень относится к живой природе? ( нет)
-Кувшинка растет в лесу? ( нет)
- Кит – это рыба? ( нет)
-Экология – наука о животных? ( нет) 
-Лось защищается от врагов копытами? ( да)
-Зубр – самое крупное животное Беларуси? ( да)
-Правда ли, что зайчиха плохая мать? ( нет)
-Аист – самая крупная птица в Беларуси? ( нет)
- Может ли кит сьесть человека? ( нет)
 2.Конкурс «Дальше» (За 1 минуту необходимо дать большее количество правильных ответов).
1. Какой снег быстрее тает – чистый или грязный? (грязный).

2. Дикое хищное животное с пушистым рыжим хвостом (лиса).
3. Птичий домик (гнездо).
4. Родится в воде, живёт на земле (лягушка).
5. Какая птица умело подражает голосам птиц? (скворец).
6. Сколько раз в год линяет заяц? (два).
7. Какая ягода бывает чёрной, красной, белой? (смородина).
8. Какой гриб носит название лесного хищника? (лисичка)
9. Какое дерево наиболее распространено в Беларуси? ( Сосна)
10. Ночная птица (сова).
11. Ребёнок кошки (котёнок)
12. Кто из обитателей болота стал женой Ивана – Царевича? (лягушка).
13. В воде купался, сухим остался (гусь).
14. Что теряет лось каждую зиму? (рога).
15. Маленькая, лёгонькая, а за хвост не поднимешь (ящерица)
16. Какой зверёк зимой закрывает вход в домик своим хвостом? (белка)
17. У какой птицы самый длинный язык (до 15 см)? (у дятла)
18. Что случается с пчелой после того, как ужалит? (умирает).
19. Это дерево растёт быстро, но даёт много пуха (тополь)
Вопросы для 2 команды: 
1. Что снесла курица? (яйцо).
2. Курица мужского рода (петух).
3. Зимнее логово медведя (берлога).
4. Какое животное почти всё время проводит под землёй? (крот).
5. Прилёт каких птиц означает начало весны? (грачей).
6. Лесная свинья (кабан).
7. Где раки зимуют? (на дне водоёмов, под корягами).
8. Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнёзда? (кукушка)
9. У какого дерева ствол белый? (берёза)
10. Нос птицы (клюв)
11. Колобок, обросший иголками (ёжик)
12. Сколько ног у паука? (8).
13. Кто спит вниз головой? (летучая мышь).
14. У кого уши на ногах? (у кузнечика)
15. Двоюродные братья зайцев (кролики)
16. Кто спит, накрывшись своими ушами? (заяц).
17. Детёныши каких животных питаются молоком чужой матери? (зайчата)
18. Колючий и смелый, нападает даже на змей (ёж).
19. Дерево, которое приходит к нам на Новый год (ель)
3 КОНКУРС « Исключи лишнее» (Слайды 2,3)
На суше, в воде, в лесу, везде, где только можно, произрастают и обитают эти растения и животные. Все они нам знакомы. Ваша задача исключить из четырёх понятий одно, не объединенное с остальными общими признаками.
БЕРЕЗА, ТОПОЛЬ, КАЛИНА, РЯБИНА.
( КАЛИНА- кустарник, остальные деревья)
ЗЕМЛЯНИКА, ВОРОНИЙ ГЛАЗ, ЧЕРНИКА, БРУСНИКА.
( ВОРОНИЙ ГЛАЗ- ягоды ядовитые, а остальные съедобные)
ЕЛЬ, СОСНА, КЕДР, ЛИСТВЕННИЦА.
( ЛИСТВЕННИЦА- сбрасывает на зиму иголки)
МОШКА, КОМАР, паук, ШМЕЛЬ.
(паук– не насекомое)
Загадки для игры со зрителями (доскажи словечко)
1.     В лесу под шелест и под свист
Стоит лесной телеграфист:
- Здорово, дрозд – приятель!
И ставит подпись: ... дятел.
2.     Ручьями очищается
И хвоя, и валежник,
И первым появляется в проталине … подснежник.
3.     Птицы с длинными ногами
До весны простятся с нами.
Машут крыльями вдали
И курлычут … журавли.
4.     Умывается росой,
Спинка с жёлтой полосой.
Слышит лес и слышит дол,
Как поёт с утра …. щегол.
5.     Хоть на вид и неказиста,
Но умна и голосиста.
Ветру вольному подружка
На суку поёт … кукушка.
6.     Вкус у ягоды хорош,
Но сорви её поди-ка:
Куст в колючках будто ёж,
Вот и назван … ежевика.
Подвижная игра. Ведущий называет слова« Дерево, куст, трава». (Дети  на 1 слово – встают, на 2 слово – садятся за парту, на 3 слово – приседают.)
Сейчас 4 конкурс “Конкурс капитанов”. Вопросы задаются по очереди.
Капитан корабля - это человек смелый, находчивый, готовый принять правильное решение в трудную минуту.
1. Это растение могут узнать даже слепые. (Крапива)
2. Самое медовое дерево наших мест. (Липа)
1.Какая птица выводит птенцов зимой?( Клёст)
2.Речная хищница местных рек. (Щука)
1.Родилась в воде, живет на земле? (Лягушка)
2.По народному преданию, эта птица приносит в дом детей.(Аист)
1.Это самая большая птица в мире. (Страус).
2.Это животное практически всю жизнь проводит под землёй.(Крот)
1.Это австралийское сумчатое животное отличный спортсмен: хорошо бегает, делает длинные прыжки, а   ещё может наносить сильные удары хвостом своим врагам (Кенгуру)
2.Какой самый крупный морской хищник? ( Акула).
5 Конкурс « Народная мудрость» (Слайды 4,5.) ( Необходимо восстановить пословицы)
… ноги кормят.  … семерых волков проведёт.  …грязь найдёт.   Труслив как ….  … невелик, да горы копает. Пока … на хвост не наступишь, она тебя не укусит. На … долго не усидишь. … любит чужие года считать.
( Волка, лиса, свинья, заяц, муравей, змея, муравейнике, кукушка)
  Игра со зрителями. Загадки с подвохом:
Кто любит по ветвям носиться?
Конечно, рыжая … (белка) 

В малине понимает толк
Хозяин леса, бурый … (медведь)

Кто стучит, как в барабан?
На сосне сидит … (дятел)

Кто не дружит с ярким светом,
Под землёй зимой и летом?
Носом он изрыл весь склон.
Это просто серый … (крот)

Кто в лесу дрожит под ёлкой,
Чтоб не встретиться с двустволкой?
Скачет полем, осмелев.
Этот зверь зовётся … (заяц)

Этот зверь зимою спит, 
Неуклюжий он на вид.
Любит ягоды и мёд, 
А зовётся он … (медведь)

В чаще, голову задрав,
Воет с голодухи … (волк)

Дочерей и сыновей 
Учит хрюкать … (свинья)

С пальмы вниз, на пальму снова,
Ловко прыгает … (обезьяна)

Хвост веером, на голове корона,
Нет прекрасней птицы, чем … (павлин)
6 КОНКУРС « ЗАГАДОЧНЫЕ ЖИВОТНЫЕ» ( Слайды 6,7)( Из букв собрать названия животных)
ВАЙРУЕМ МУРАВЕЙ

СОЛЬ ЛОСЬ
ЛЬДОША ЛОШАДЬ
БАКОСА СОБАКА
ЗОКА КОЗА
ШАУГКЯЛ ЛЯГУШКА
БАОБЧАК БАБОЧКА
ДЕВЬДЕМ МЕДВЕДЬ
 Игра со зрителями. « Шуточные вопросы»
Чем питается ёж зимой? ( Ничем. Спит.)
Сколько прыжков в минуту делает грач? ( Нисколько. Ходит)
На какое время выходит жаба зимой погреться на солнышке? ( Спит)
Быстро ли ходят лягушки? ( Прыгают)
Что у совы днём на обед? ( Спит)
Что делать, если зимой встретишь ужа? ( не встретишь)
Как змея раскусывает свою добычу? (Проглатывает)
Куда улетают совы на зиму? ( никуда)
По чему стрижи быстро летают? ( по воздуху)
Куда улетает на зиму сойка? ( Зимующая)
Пение каких птиц нравится ужу? ( Глухой)
По чему бегает заяц? ( по земле)

Подведение итогов. Слайд 8,9. Награждение победителей










  




Правовой ринг «Мои права и обязанности»
Цель: расширить знания детей об их гражданских правах и обязанностях.
Закрепить элементарные знания детей о правах ребёнка.
Развивать индивидуальные способности детей к творческой, речевой деятельности, умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы.
Развивать творческие способности детей в драматизации сюжетов сказки и ситуаций из реальной жизни.
Развивать нравственные качества, осознанное понимание своих прав и обязанностей, как членов общества.
Воспитывать нравственно – правовую культуру у детей и активную жизненную позицию.
Воспитывать доброжелательность и контактность в отношении со сверстниками.
Словарная работа: «Конвенция о правах ребёнка», неприкосновенность, жюри, права, обязанности, девиз.
Материал: Конверт, в котором находится свидетельство о рождении. Мешочек, в котором находится «сердечко». «Букварь», домик, иллюстрации к сказкам, ножницы, трафареты – символы: красные сердечки, эмблемы команд: «солнышко» и «капелька», ручки, ТСО.
Предварительная работа: Беседа с детьми о правах, знакомство с символами прав. Рассматривание дидактического материала «Мои права» (дошкольникам о правах и обязанностях). Чтение художественной литературы К.И.Чуковский «Доктор Айболит», «Бармалей», «Тараканище», «Муха — цокотуха». Мамин – Сибиряк «Серенькая шейка». Русские народные сказки «Маша и медведь», «Морозко», «Гуси — лебеди», «Три поросёнка», «Красная шапочка», «Колобок», «Заюшкина избушка», «Золушка».
Ход занятия:
Дети входят в зал под музыку «Вместе весело шагать», становятся полукругом. Коммуникативная игра «Добрый день».
Мы с вами познакомились с одним замечательным документом, который защищает права ребёнка. Кто помнит, как он называется?
Дети: «Конвенция о правах ребёнка».
С самого рождения дети имеют права. Какие же это права? (ответы детей).
В современном мире каждый человек должен знать свои права и вы, дети, в том числе. Соблюдать их и не нарушать.
Сегодня у нас не совсем обычное занятие, необычное потому, что оно будет проходить в виде викторины – конкурса на тему: «Я имею право».
Вам будут даны задания, вопросы. Отвечать на вопросы надо чётко, быстро и громко. Вы будете соревноваться по командам. У нас будет две команды: «Солнышко» и «Капелька».
Жюри будет оценивать ваши ответы, и после выполнения заданий будут вручаться символы — «сердечки». В конце конкурса – викторины жюри подсчитает у каждой команды «сердечки» и мы узнаем победителя.
Жюри просим занять свои места.
А теперь прошу команды занять свои места.
I – команда: «Солнышко».
Почему вы выбрали себе такое название?
«Солнышко ласкает и обогревает, всем в жизни помогает».
Наш девиз: «Есть права и у меня, хоть я маленький пока».
Кто у вас капитан? (Ответы детей).
II – команда: «Капелька».
А вы, почему выбрали такое название?
«Капелька это вода, а вода для жизни всем нужна».
Наш девиз: «Права детей не нарушать, их надо соблюдать».
А у вас кто капитан?
Итак, приступаем к выполнению заданий.
I задание: «Сказка, сказка, помоги о правах нам расскажи».
Внимание на экран. Вы увидите эпизоды из сказок. Нужно назвать сказку, и какое право в ней нарушено.
а) Сказка «Красная шапочка» (нарушено право на жизнь, нарушил это право волк). За правильный ответ вручается символ «сердечко».
б) Сказка «Теремок» (медведь нарушил право на жильё). За правильный ответ вручается символ «сердечко».
в) Сказка «Морозко» (мачеха нарушила право на любовь и заботу родителей, право на непосильный труд).
г) Сказка «Гуси — лебеди» (право на неприкосновенность нарушили гуси).
С этим заданием команды справились.
II задание: «Волшебный сундучок» (вношу под музыку).
У меня в руках волшебный сундучок, давайте откроем его и посмотрим, что внутри.
а) Конверт – в нём находится документ, который закрепляет ваше право на имя с момента вашего рождения. Что это за документ? (команды совещаются и отвечают – свидетельство о рождении). Достаю из сундучка и показываю свидетельство о рождении. Команда, которая ответила первой, получает «сердечко».
б) А ещё здесь есть «волшебный мешочек». Что же в нём находится?
Достаю и показываю «сердечко».
Какое право может обозначать сердце? (право на любовь и заботу родителей).
Что значит забота? Кто заботится о вас?
За правильный ответ команде «сердечко».
в) Показываю «букварь». Узнаёте эту книгу? О каком праве, она напоминает? (о праве на образование). Почему это право необходимо?
За правильный ответ команде «сердечко».
г) В сундучке есть ещё один предмет. Достаю и показываю домик. Как вы думаете, почему в сундучке лежит домик? О каком праве, он напоминает? (Право на жилище, на уютный и тёплый дом).
За правильный ответ команде «сердечко».
III задание: «Домашнее задание» (Сценки, проблемные ситуации).
Команда «Капелька»: «Айболит и Бармалей»
Айболит лечит зверей. Вбегает Бармалей пугает зверей, хватает доктора Айболита и привязывает его к пальме. Звери просят пожалеть их, отпустить доктора Айболита, чтобы он их полечил. Какое здесь, нарушено право? (Право на неприкосновенность).
Команда «Солнышко»: Семья готовится обедать.
Родители накрывают на стол, дети играют. Родители говорят детям, чтобы они шли обедать, дети играют. Папа берёт детей за руки и тащит их. Дети не хотят идти, он их наказывает, ставит в угол. Какое здесь, нарушено право? (Право на неприкосновенность).
IV задание: «Чья команда дружней и быстрей справится с заданием».
Даю картинки: иллюстрации из сказок. Написать, кто нарушил право, и кто его восстановил.
Какое право нарушено дети говорят устно.
«Собери картинку»: собрать из частей право и назвать его.
Чья команда быстрее выполнит задание, получит «сердечко».
Жюри подсчитывает количество «сердечек» у каждой команды. Определяем победителей, выясняем, что победила «дружба». Жюри вручает каждой команде коробочки конфет сердечком.
Итог: Играя, с помощью заданий мы закрепили ваши права. Каждый из вас теперь хорошо знает свои права и никогда их не нарушит. Когда вы вырастите и будите взрослыми, помните, что все люди и маленькие, и большие имеют свои права.
V задание. Наши обязанности.
Дети с помощью дневника повторяют обязанности человека и объясняют их важность. 
 Конкурс завершается песней «Солнечный круг».



( 3 кл ) Шалкевіч Т.Г.
Тэма:  Брэйн – рынг” Правы чалавека” (Слайд1) (Фішкі – балы)Мудрая сава.
Мэта:- сістэматызаваць і пашырыць веды вучняў аб дакументах, якія    гарантуюць правы дзіцяці і вызначаюць яго абавязкі.
          - развіваць мову, мысленне праз уменне аналізаваць сітуацыі, выказваць асабістую думку, даказваць або правяраць выказванні.
         - выхоўваць лепшыя чалавечыя якасці, садзейнічаць пераадоленню недахопаў.
     1.Арганізацыйны момант.
Паведамленне задач урока.
         Загадка пра саву. Яна хоча правесці з вамі гульню – спаборніцтва “ Брэйн – рынг”. А на якую тэму, вам трэба здагадацца.
          Сёння мы пагаворым пра нешта вельмі каштоўнае для чалавека, што дае яму магчымасць жыць паўнацэнным, шчаслівым жыццём, быць жывым і здаровым, развівацца як асоба, жыць у сям’і. Як вы думаеце, што гэта?             ( Правы чалавека). Мы сёння будзем гаварыць аб правах чалавека.
             Усе правы запісаны ў законах, а гэта значыць, што парушаць або забіраць іх у вас ніхто не можа. Чалавек, які парушыць вашы правы, здзейсніць правапарушэнне, і ён нясе адказнасць за гэта перад дзяржавай.
        Наша дзяржава жыве па законах, якія абараняюць усіх яе грамадзян, незалежна ад узросту, нацыянальнасці і пола. Усе грамадзяне валодаюць аднолькавымі правамі.Кожнае дзіця з нараджэння валодае правамі, якія абараняе дзяржава і парушаць якіх нельга.
       Што ж гэта за законы, якія забяспечваюць вам, рабяты вашы правы?  (Канстытуцыя і канвенцыя). (Слайд 2)
       Такіх законаў многа і прыняты яны не толькі ў нашай краіне, але і ў іншых краінах свету.
         Самым першым законам, які абараняе правы дзяцей, стала  “Канвенцыя аб правах дзіцяці”. Яе  прынялі 20 лістапада 1989 года 140 краін.Гэтаму закону падпарадкоўваецца ўвесь свет.
   Канстытуцыя РБ   гарантуе правы дзіцяці ў нашай краіне?
    А як вы разумееце, што такое “ правы чалавека”? ( можа рабіць)
   Давайце прачытаем верш і адкажыце, пра якія правы тут сказана?.( Слайд 3)
Что такое права человека?
Это любовь к маме и деду…,
Ещё… уважение малышей,
Учёба и труд,
И помощь врачей….
Право гулять во дворе или в парке,
Право на новогодние подарки,
Право сказать своё мненье соседу,
Право учиться без двоек, на «Пять»,
Право не драться, не обижать,
Право счастливым со школы бежать!
Есть право у каждого в мире этом –
У каждой ЛИЧНОСТИ на планете!
-Хто можа назваць, якія правы ёсць у чалавека?
1 тур
Паглядзіце на малюнкі і паспрабуйце здагадацца, якія правы тут адлюстраваны?( Слайд 4, 5)
1.  Права на жыццё.
2.  Право на імя.                                                                                                        3.  Права на сям’ю.                                                                                                          4.  Права на адукацыю.
5.  Права на медыцынскае абслугоўванне.
6.  Права на абарону.
7.  Права на харчаванне.
8   Права на адпачынак.
Гульня “ Размяркуй патрэбнасці”. ( У групах). ( Слайд 6)
Патрэбнасці                                                                                                               4 –х месячнага дзіцяці                     Школьніка
1.Імя
2.Дагляд
3.Медыцынская дапамога
4.Харчаванне
5.Чыстае паветра
6.Любоў бацькоў
7.Клопат
8.Абарона
9.Бацькі
10. Жыллё
11. Адукацыя
12. Сябры
13. Творчасць
14. Свабода слова
А ці любіце вы чытаць казкі?
II тур. Па старонках казак ( Слайд 7, 8)
Чтобы Ванечке напиться,
 Наклонился он к копытцу.
 А, скажите, где ребёнок?
 Рядом маленький козлёнок. ( Экалогію)

Ох, как короб мой тяжёл,
 Много я, медведь, прошёл.
 Сяду, сяду на пенёк,
 Съем горячий пирожок. ( сям’ю)

Якое права парушыў воўк у казцы
«Волк и семеро козлят?» (Права на жыццё)
У якой казцы 4 разы пакушаліся на жыццё галоўнага героя і 1 забойства? ( Калабок).
Якое права не скарыстаў Бураціна ў казцы “ Залаты ключык?” ( Правам на адукацыю).
Фізкультхвілінка.
Якое права зараз выкарыстаем?
III тур. Правілы ў маім жыцці.
 Састаўленне табліцы.(Слайд 9)
Адкажыце на пытанні, якія дапамогуць знайсці сувязь вашага паўсядзённага жыцця з правамі чалавека. ( У парах)
Ноччу спаў                                  права на здароўе
Снедаў, абедаў                            права на вучобу
Глядзеў тэлевізар                        права на развіццё         
Прыйшоў у школу                       права на здаровую ежу
Наведаў урача                              права на адпачынак
Сцэнка:
       А зараз давайце паглядзім з вамі невялікую сцэнку са школьнага жыцця, якая называецца “ Чужое пісьмо”.
( Дзеці з партфелямі)
- Ты пойдзеш на фізкультуру?
- Не. Я вызвалены. ( усе ідуць, хлопчык пачынае маляваць)
- Ой! А гумкі – то няма.У каго ж яе ўзяць? У …( імя) пагляджу.
  ( Рыецца ў партфелі.Знаходзіць блакнот, чытае яго. Потым знаходзіць пісьмо і пачынае чытаць.У гэты час уваходзіць…( імя).
- Ты чаму адкрыў мой партфель? А чаму чытаеш маё пісьмо?
- А што такога? Я ж нічога не ўзяў, толькі паглядзеў . Хіба ж нельга?
На першы погляд, здаецца, звычайнае пісьмо. Усяго толькі прачытаць пісьмо, паглядзець блакнот. А як на вашу думку, ці правільна паступіў?
-Парушана права на асабістую маёмасць.                                                                                                                   

 Прыказкі ( Слайд 10)
      Акрамя дзяржаўных законаў ёсць маральныя нормы і правілы паводзін. Народ дрэнна адносіўся да тых, хто парушаў гэтыя нормы . Прачытайце прыказкі і паспрабуйце здагадацца аб чым яны.
1.  Паносіш мазалёў – паясі хлеба.
2.  Навука вочы адкрывае.
3.  Добры чалавек і жывёлу шкадуе.
Маральны тэст на чалавечнасць.
      А зараз мы праверым вашы маральныя якасці і правядзём тэст на чалавечнасць.
 ( Рашэнне праблемных сітуацый).
1. Як вы сустрэнеце ў класе інваліда?
А).  не пакажаце выгляду, што ён асаблівы;
Б).  адвернецеся ад яго;
В). будзеце размаўляць, але вельмі рэдка.

2. Як вы паступіце, калі ваш аднакласнік баіцца лечыць зубы?
А). не звернеце на гэта ніякай увагі;
Б). будзеце смяяцца з яго;
В). супакоіце яго, што гэта не страшна.

3. Калі ты захварэў, то маеш права:
А). не наведваць школу і не рыхтаваць урокі;
Б). на медзыцынскую дапамогу;
В). патрабаваць ад бацькоў выканання ўсіх жаданняў.
 «Судзебны працес».
Да нас звярнуліся  героі вядомых казак; Бураціна, Папялушка, Чырвоная шапачка, Дзюймовачка. Яны паведамілі аб тым, што парушаліся іх правы. Ці згодны вы з гэтым? Зараз вы паспрабуеце пабыць ў ролі суддзі і дапаможаце разабрацца, якія правы былі парушаны?
( Работа у групах па 2 )
IV тур. «Бліц-віктарына»
-Чым правы адрозніваецца ад абавязкаў?
- Якімі правамі вы карыстаецеся зараз?
 - Добра вучыцца – гэта права ці абавязак?
- Хто прадастаўляе дзіцяці першае права ў жыцці?
- Якія правы ёсць у дзіцяці, якое толькі што нарадзілася?
 V тур. Абавязкі.
      У кожнага чалавека ёсць не толькі правы, але і абавязкі. Аб сваіх абавязках вы таксама павінны помніць.
Паслухайце вершы, і адкажыце, пра якія свае абавязкі забылі дзеці?
( Вучні чытаюць вершы)

1. Э.Успенский "Разгром"
Мама приходит с работы,
Мама снимает боты,
Мама приходит в дом,
Мама глядит кругом.
- Был на квартиру налёт?
- Нет
- К нам заходил бегемот?
- Нет.
- Может быть, дом не наш?
- Наш.
- Может, не наш этаж?
- Наш.
- Значит это не обвал?
- Нет.
- Значит, слон не танцевал?
- Нет.
- Очень рада. Оказалось,
Я напрасно волновалась.
Просто приходил Серёжка,
Поиграли мы немножко.

2. Лидия Огурцова «Драка»
Я без шишек и царапин
Не могу прожить и дня.
У меня характер папин –
Лезет драка из меня.
Пять минут сидел я тихо,
Рисовал людей, дома…
Только драка, свистнув лихо,
Снова вылезла сама!

3. Елена Стеквашова «Врунишка»
Было раз - разбил я чашку,
Все свалил на брата Сашку.
Только мама как-то сразу
Не поверила рассказу.
Мне досталось не за чашку -
За обиженного Сашку.

4. С.Маршак «Про одного ученика и шесть единиц». Отрывок
Пришел из школы ученик
И запер в ящик свой дневник.
Где твой дневник? - спросила мать.
Пришлось дневник ей показать.
Не удержалась мать от вздоха,
Увидев надпись: "Очень плохо".
Узнав, что сын такой лентяй,
Отец воскликнул: - Шалопай!

5. А. Барто «Любочка».
Едет Любочка в трамвае —
Она билета не берет.
Всех локтями раздвигая,
Пробирается вперед.
Говорит она, толкаясь:
— Фу! Какая теснота!—
Говорит она старушке:
— Это детские места.
Абавязкі і правы (Памяткі) (Слайд 11)
Кожны вучань абавязаны: слухаць бацькоў, добра вучыцца, выконваць рэжым дня, саблюдаць дысцыпліну, быць культурным,паважаць іншых.

VII.Вынік

Комментариев нет:

Отправить комментарий